О програме

Иван Петрович Селиверстов


     Он не так давно живет в Волгодонске, всего пять лет, а бывшего штурмана самолета- разведчика Ивана Петровича Селиверстова знают и уважают многие фронтовики. Он из тех, кто не жалуется на жизнь, видит, в первую очередь, ее хорошие стороны:
      "Живу я неплохо, больше беспокоюсь не о себе, о дочерях, которым несладко приходится из - за безработицы" - говорит он.
      В свои годы - а Ивану Петровичу уже 81- он поет в хоре ветеранов, с удовольствием участвовал в праздновании дня Победы в Ростове, активно работает в городском совете ветеранов, нередко встречается со школьниками.
      В 1941- м штурманом самолета он попал под Сталинград. 52 вылета совершил их экипаж, добывая разведданные. Вместе с Петром Семенюком они сняли на пленку 2300 самолетов, 145 железнодорожных эшелонов, 60 барж и пароходов и более 6000 автомашин неприятеля. О нем писали фронтовые газеты, как о кавалере орденов Славы и Красного Знамени. Пресса рассказывала о серьезных опасностях, подстерегающих экипаж, о том, как сумели они сделать самолет неуязвимым для противника.
      Уже в конце 1944 года их доблестный экипаж самолета разведчика все же сбили немцы, это было под Кенигсбергом. Экипаж горел и спасся чудом на парашютах.
      Выпало и на его долю немало тяжких испытаний, когда бросили его, пленного, в Бухенвальд. Ему еще повезло, этот ужас длился пять месяцев: 19 апреля, еще до конца войны, пленных освободили. Счастьем было и то, что его не объявили врагом народа, как это практиковалось в те годы: летчики никогда не переходили на сторону врага, их только могли сбить в бою. Вот, что рассказал славный штурман:
      "Память каждого фронтовика хранит немало боевых эпизодов. Один до малейших деталей помнит свое первое боевое крещение, другой разведку, за которую был представлен к награде. А мне часто вспоминается битва за Днепр. После прорыва линии обороны на реке Миус, где были особенно тяжелые бои, мы гнали фашистов по всему фронту до Днепра. Там немецкое командование строило оборонительный вал непреступной крепости. Наш 10-й гвардейский авиационный полк перебазировался в с. Гирсовка (это 15 км от Мелитополя). Почти каждый день летали мы на боевое задание, бомбили пути отхода противника, сосредоточения боевой техники, переправы, аэродромы и другие военные объекты. Не давали врагу передышки на промежуточных пунктах до Днепра. И вот почти на всем протяжении наши войска подошли к реке Днепр. Началась великая битва.
     Приходилось летать и днем и ночью. Наш экипаж был выделен для ведения воздушной разведки. Ежедневно мы летали над территорией, занятой противником. Нам был дан приказ сфотографировать правый берег Днепра от Херсона до Днепропетровска. Во время этих вылетов пришлось прорываться через заградительный огонь зениток, на пути нас встречали истребители врага. Но приказ командования мы выполнили - планшеты с фотографиями Днепра доставили в срок. Наш самолет с задания вернулся пробитый осколками снарядов. Ребята из мехслужбы были удивлены, как мы смогли дотянуть до своего аэродрома. За этот полет весь экипаж был награжден первыми орденами "Слава третьей степени". Всему экипажу была вынесена благодарность командования дивизии".

Гудкова Любовь

Воспоминания